Маркетинг и реклама
Новостной Дайджест
16+
Маркетинг и реклама: новостной Дайджест
ясно, +2
ветер ЗСЗ 5 м/сек
USD63.95 
EUR70.28 

Объем госзакупок в сфере коммуникационных услуг растет медленнее инфляции. Исследование PR News

Скидки во всех секторах рынка госзаказов на коммуникационные услуги заметно снизились, при том, что конкуренция за последние четыре года стала более жесткой

Объем госзакупок в сфере коммуникационных услуг растет медленнее инфляции. Исследование PR News

Рынок государственных закупок в области коммуникационных услуг вырос на 17% в период 2015 — 2018 год, выяснила компания PR News совместно с ассоциацией АКОС и НИУ ВШЭ. Инфляция за тот же период составила по официальным данным 25%.

За это время было разыграно свыше 59 тысяч тендеров, которые размещали более восьми тысяч ведомств и компаний. Хотя ежегодные бюджеты растут, число тендеров стабильно снижается. Объем госзакупок коммуникационных услуг в 2018 году составил 33,2 млрд рублей,

PR News, АКОС, НИУ ВШЭМосква и регионы приближаются к балансу по объему закупок, но число заказчиков в регионах, как и прежде, значительно больше. В центре меньше тендеров, но бюджеты выше, в регионах эта зависимость обратная.

Заказчики делятся на три группы: ведомства, учреждения и компании.

Основные потребители — ведомства, на них приходится 40% закупок.

У госкомпаний самые дорогие контракты, соответственно, их доля в общей объеме рынка более существенна.

У госучреждений контракты преимущественно с небольшими бюджетами (относительно сумм контрактов госкомпаний), но эту группу отличает наиболее яркая динамика: за последние четыре года количество тендеров увеличилось на треть, а суммы контрактов выросли в 2 раза.

Как показал анализ данных, самой востребованной услугой на рынке коммуникаций остается организация и продвижение мероприятий. В среднем, на нее приходится 50% всех закупок. Стабильный спрос наблюдается на направлениях SMM и разработка сайтов. Их доля постепенно растет.

Скидки

Рынок становится более жестким, компании реже идут на уступки в предоставлении услуг. К демпингу прибегают все реже, рынок «взрослеет» и уходит от ценовых форм конкуренции. Особенно это актуально для наиболее «зрелых» направлений в сфере коммуникаций (PR, event), где, в среднем, сумма скидок не превышает 5%. Новые, только формирующиеся направления (исследования, SMM, создание сайтов) характеризуются высоким уровнем конкуренции: коридор ценовых уступок составляет от 11 до 23%.

В рамках исследования эксперты НИУ ВШЭ рассчитали Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) — показатель для оценки конкурентной среды отрасли. Он определяется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли. Таким образом, максимальный показатель — 10000 (100%2) — может быть достигнут в том случае, если в отрасли всего одна компания-монополист.

Обычно выделяют три типа рынков:

А. Высококонцентрированные рынки, 1800 < HHI < 10000

Б. Умеренноконцентрированные рынки, 1000 < HHI < 1800

В. Низкоконцентрированные рынки, HHI < 1000

В последнем случае ,это означает, что барьеры для входа и выхода участников весьма низкие.

По расчетам экспертов НИУ ВШЭ, значение Индекса IHH для рынка госзакупок коммникационных услуг не превышает 300, причем, его величина уменьшается. Это означает усиление конкуренции и снижение значимости крупных игроков.

По мнению Сергея Зверева, председатель АКОС и президента агентства КРОС, Тенденции и динамика госзакупок коммуникационных услуг, колебания спроса и цен оказывают большое влияние на направление развития отрасли.

Для Лилии Глазовой, руководителя комитета АКОС по отраслевым исследованиям и рейтингам и генерального директора исследовательской компании PR News одними из самых важных стали выводы о росте спроса на исследования и выхода рынка из зоны незрелой конкуренции и необоснованного демпинга.

Как считает Мария Мордвинова, заместитель руководителя Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ, анализ открытых данных тендеров по закупке коммуникационных услуг формирует дополнительное знание о направлениях, в которых меняется структура рынка коммуникаций. Однако, выделенные нами типы связей нуждаются в дополнительных исследованиях, чтобы получить статус причинно-следственных, и заслужить возможность обобщения и прогнозирования.

В рамках исследования был проведен анализ государственных коммуникационных тендеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Целью исследования стало определение структуры спроса на коммуникационные услуги в целом и по их видам: PR-услуги, организация мероприятий, медиа мониторинг, размещение рекламных публикаций, SMM, исследования, работа с сайтами и др.

ГК ТриНити
Популярные новости