Маркетинг и реклама
Новостной Дайджест
16+
Маркетинг и реклама: новостной Дайджест
пасмурно, +1
ветер ЮЮЗ 6.28 м/сек
USD75.59 
EUR84.95 

Way to Russia. 6 российских городов с новой айдентикой

Рассказываем про «индустриальный» шрифт Ижевска, дружелюбного маскота посёлка Никель, деловой бренд Югры и другие красивые решения.

Way to Russia. 6 российских городов с новой айдентикой

Рассказываем про «индустриальный» шрифт Ижевска, дружелюбного маскота посёлка Никель, деловой бренд Югры и другие красивые решения.Что дизайн может рассказать о городе? Как на его визуальный образ влияет история места, география, архитектура и повседневная жизнь горожан? В нашем материале — развёрнутый обзор городской айдентики — 2021 с комментариями её создателей. Тюмень. Исторический градиент Изображение: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп» Концепцию бренда Тюмени дизайнеры выстроили по принципу градиента — от старого к новому, а главную идею отразили в слогане: «Город, где начинается путь». Со слоганом сочетается логотип ― дощаник, вписанный в геральдический щит. Лого отсылает к классическому гербу Тюмени, на котором изображено речное судно. Герб Тюмени. Изображение: Википедия АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ, основатель тюменской студии бренд-дизайна «Лайтшоп»:  "Мы брали за основу главные принципы брендинга многих скандинавских городов: минимализм, простоту и понятное использование. Дощаник, изображённый на нашем гербе, ― самый точный и узнаваемый символ города, который на протяжении веков был судоходным. Раньше по реке Туре проходило много торговых путей, сейчас пространство вокруг неё притягивает множество людей. Дощаник оставили в качестве символа, но логотип — это не герб, поэтому мы упростили его: убрали волны, поменяли форму щита и отрисовали судно точнее с точки зрения геральдики. Тюмень — город, с которого начинается Сибирь, и при этом город европейский, построенный купцами, комфортный для жизни. Мы позиционируем Тюмень именно так, поэтому добавили в айдентику города немножко «скандинавскости» и «европейскости»." Изображение: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп» Элементами фирменного стиля дизайнеры сделали узнаваемые архитектурные формы Тюмени. Например, среди них есть очертания многоэтажки советской постройки, которую в городе называют «муравейником». Её силуэт предлагают использовать в оформлении сувениров и мерча. Изображения: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп» В айдентике Тюмени несколько цветовых решений. Дизайнеры предлагают выбирать их в зависимости от задачи и места использования: для всего, что связано с историей, рекомендуют брать натуральные оттенки (зелёный, бежевый, голубой), для креативных индустрий ― более яркие цвета. Цветом городской навигации станет чёрный. Им навигацию в Тюмени оформляли и в царское, и в советское время. Особенность навигации — исторический градиент: на пути от центра города к современным кварталам стиль будет меняться. На металлических табличках в центре планируют использовать шрифт Stronte — современную антикву с европейскими и русскими мотивами. Удаляясь от центра, люди будут видеть таблички, на которых Stronte будет сочетаться с чётким, строгим гротеском Wellington. Изображение: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп» В новых районах текст навигации будет набран шрифтом Wellington — навигация будет выполнена исключительно этим гротескным шрифтом, а таблички сменятся на лайтбоксы. Изображения: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп» Систему навигации в Тюмени начнут использовать в первую очередь в новых городских парках. Если говорить об айдентике, которую предложили дизайнеры, в целом, то её уже начали внедрять. В фирменном стиле, например, выполнят оформление Дня города, который в 2021 году будут праздновать 31 июля. Также новую айдентику уже можно увидеть на сувенирах. «Лайтшоп» разработал туристический бренд Тюменской области. Его цель ― рассказать о регионе так, чтобы туристы захотели туда приехать. Основой фирменного стиля стал резной наличник ― символ деревянной архитектуры Тюмени. Главный слоган, который предложили дизайнеры, ― «Открой окно в сердце Сибири». Изображения: дизайн студии бренд-дизайна «Лайтшоп» Югра. Открыты для бизнеса Изображение: дизайн агентства «Мелехов и Филюрин» В апреле 2021 года на международной промышленной выставке «Иннопром» представили инвестиционный бренд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Его разработали в новосибирском агентстве «Мелехов и Филюрин». Смыслы бренда нацелены на предпринимателей, которые уже ведут бизнес в регионе, и на инвесторов, готовых создать предприятие на территории. Такой бренд должен быть деловым, серьёзным и при этом дружелюбным. По сути, весь комплекс маркетинга территорий ― инвестиционный, туристический бренд или общерегиональный ― направлен на то, чтобы привлекать деньги. Но категория инвесторов как целевой аудитории бренда крайне размыта. Перед нами стояла задача ― создать инвестиционный бренд, который будет работать на разных уровнях и с разными людьми. ВЛАДИМИР ТОМКО, руководитель проекта по созданию инвестбренда Югры, директор по развитию агентства «Мелехов и Филюрин»:  "На мой взгляд, мы создали уникальный для российского рынка продукт ― инвестиционный бренд региона, который стал «зонтиком» для институтов развития бизнеса и органов власти, влияющих на инвестиционный климат и политику Ханты-Мансийского автономного округа. При этом нам удалось отойти от стереотипных образов, связанных с Югрой: в айдентике нет этники и природы. Бренд получился исключительно деловым, но не формалистским." Изображение: дизайн агентства «Мелехов и Филюрин» Логотип бренда Югры состоит из двух частей ― знака и слогана/названия бренда: «Ugra Open For» или «Югра открыта для». Дизайнерам было важно отразить в слогане название региона и при этом сделать его лёгким для восприятия как на русском, так и на английском языке, ведь округ с этой айдентикой будут представлять и на международных выставках. Слоган специально построили так, чтобы его можно было использовать на разных площадках и с разными целями. Например, для оформления спортивного мероприятия к слогану можно добавить слово «спорт», чтобы получилось «Ugra Open For Sport» или «Югра открыта для спорта». В айдентике округа использовали семейство шрифтов Intro, их дизайнеры называют простыми, но современными. Знаковая часть логотипа ― это коллаж из букв «U» и «O», которые вместе образуют букву «Ю» ― первую в названии региона. Изображения: дизайн агентства «Мелехов и Филюрин» Основными цветами в айдентике стали зелёный и голубой, традиционные для округа. В похожей палитре оформлен новый герб Югры, который внесли в геральдический регистр России в феврале 2021 года. Новый герб Югры. Изображение: Википедия Также брендбук разрешает использовать дополнительные цвета: жёлтый, синий, красный, зелёный. Ими дизайнеры предлагают выделять разные направления развития региона: образование, культуру, науку, бизнес и спорт. Изображение: дизайн агентства «Мелехов и Филюрин» Ижевск. Голос города Новый шрифт Ижевска. Скриншот: сайт izh.design В конце мая 2021 года студия Paratype и Центр территориального развития Удмуртской Республики представили шрифт Ижевска. В 2020 году к юбилею Ижевска Центр дизайна Удмуртии провёл большое исследование визуального наследия города ― собрал коллекцию городских вывесок, заводских штемпелей, упаковки и логотипов продукции местных заводов, значков, обложек книг, рекламы. Всё это стало вдохновением для создания городского шрифта. ВЯЧЕСЛАВ ПРАВДЗИНСКИЙ, директор Центра территориального развития Удмуртской Республики, сооснователь образовательного проекта «Дизайн-выходные»:  "Каждый раз, когда мы работали с айдентикой Ижевска, у нас возникал вопрос про шрифты. Особенно актуальным он стал, когда мы начали запускать второй этап дизайн-кода города ― это регулирование адресных табличек. Нам нужно было зафиксировать их дизайн в Правилах благоустройства Ижевска.Сначала мы думали купить для этого готовый шрифт, но лицензия, которая позволяла бы масштабировать надписи на весь город, вышла бы очень дорогой. Бесплатные шрифты нам тоже не подошли ― мы не нашли среди них такого, который бы идеально встраивался в городскую среду. Так мы пришли к решению заказать для Ижевска свой шрифт, основанный на визуальном наследии города." Первые концепции будущего шрифта разрабатывали ижевские дизайнеры ― это происходило на воркшопе в школе практического дизайна «Реформа» под руководством арт-директора Paratype Александры Корольковой и дизайнера студии Николая Недашковского. Они взяли за основу шрифта четыре разных концепции местных дизайнеров, объединили и доработали их. Концепции, предложенные дизайнерами из Ижевска в школе «Реформа». Изображение:Paratype / Центр территориального развития УР / Школа практического дизайна «Реформа» АЛЕКСАНДРА КОРОЛЬКОВА, арт-директор студии Paratype:  "Мы с самого начала работы знали, что шрифт обязательно должен поддерживать удмуртский язык. Это требовало не так много дополнительных знаков ― всего пять букв с двумя точками сверху, как у буквы ё. Они есть далеко не во всех шрифтах, а для таких городов, как Ижевск, в которых официальные таблички должны быть набраны на двух языках, это принципиально важно." В результате дизайнеры создали два шрифта, которым придумали индустриально-оружейные названия. Первый ― IZH-260 A — акцидентный шрифт, предназначенный для заголовков и табличек. Он похож на шрифт с адресных табличек из исторической части Ижевска, но выглядит более современным. Шрифт IZH-260 A. Изображение: дизайн Paratype / Центр территориального развития УР / Школа практического дизайна «Реформа» Второй шрифт ― IZH-260 Т ― информационный, подходящий для длинных текстов. Дизайнеры Paratype называют его скромным, но брутальным, он отсылает к швейцарским гротескам 1960-х годов. Шрифт поддерживает очень много знаков, стрелок, копирайты. Шрифт IZH-260 Т. Изображение: дизайн Paratype / Центр территориального развития УР / Школа практического дизайна «Реформа» Среди знаков есть два варианта герба Ижевска, их можно набрать прямо с клавиатуры. Ижевские шрифты — это голос города: ими, в первую очередь, будут набирать адресные и офисные таблички, номера и названия маршрутов общественного транспорта, объявления, навигационные знаки, информационные стенды. ВЯЧЕСЛАВ ПРАВДЗИНСКИЙ, директор Центра территориального развития Удмуртской Республики, сооснователь образовательного проекта «Дизайн-выходные»: "Ижевск станет первым городом России, где шрифт будет зафиксирован в Правилах благоустройства. Следующий этап ― мы разработаем новый дизайн адресных табличек. Они исторически в Ижевске имеют свою специфику ― у каждого района есть свой цвет, поэтому на таблички добавляли цветную полосу. Мы переработаем то наследие, которое уже есть у города. Возможно, вынесем это на «Реформу» и к осени представим новый дизайн табличек.Мы не фиксируем жёстко, как именно шрифты Ижевска должны использоваться, пытаемся применять их в разных форматах. Например, 10–12 июня в Ижевске праздновали День города, и вся коммуникация была оформлена новыми шрифтами. Также их уже можно увидеть в соцсетях главы и администрации Ижевска.В целом шрифтами можно будет пользоваться тем, кто говорит от лица всего города. Сейчас мы пытаемся понять, как правильно построить работу со шрифтами, чтобы они не размывались и были именно голосом Ижевска. С другой стороны, важно, чтобы ими можно было понятно и удобно пользоваться." Шрифт использовали в оформлении коммуникации на день города. Изображение: Центр территориального развития Удмуртской Республики Шрифты будут распространяться бесплатно, но не свободно ― использовать их разрешат только для некоммерческих ижевских проектов. Также шрифты можно будет бесплатно использовать для производства сувениров. С предпринимателями будут заключать договоры, чтобы закреплять характер использования шрифтов. Никель. Путь в Скандинавию / Путь в Россию Изображение: дизайн компании «Асмысл» Никель ― монопосёлок в Мурманской области, где до декабря 2020 года работал плавильный цех «Норникеля». После закрытия цеха жители посёлка вместе с экспертами и Центром социальных проектов «Вторая школа» разработали новую социально-экономическую стратегию Никеля. Её частью стала разработка бренда посёлка. Теперь драйвером будет развитие приграничной сервисной экономики и туризма. Для этого команда компании «Асмысл», которая занимается брендингом северных территорий, разработала бренд. У посёлка выгодное расположение. Он находится на границе сразу с двумя северными странами: Норвегией и Финляндией. До эпидемии в Никель приезжало много норвежцев: заправить машину, купить продукты, сходить к стоматологу. Всё это в российском посёлке стоит значительно дешевле. Однако у посетителей не было мотивации задержаться в Никеле на ночёвку или две. Теперь это будут исправлять с помощью развития приграничных сервисов и услуг для туристов. Новый бренд поможет «упаковать» новые возможности, в том числе международную систему навигации, карту, сайт и туристско-информационный центр. Основную идею бренда Никеля дизайнеры «Асмысла» заложили в слоганах. Их сразу два: «Путь в Россию» — для туристов, которые приезжают из Северной Европы, и «Путь в Скандинавию» — для россиян. НАТАЛЬЯ РЫБАЛЬЧЕНКО, сооснователь и бренд-стратег компании «Асмысл»:  "Логотип посёлка ― слово Nikel с размноженной буквой i, которая символизирует развитие и рост. Получается такое приглашающее слово «Нииииикель», оно означает: «Теперь мы не монопосёлок, у нас много всего: возможностей, сервисов, туристов, инвестиций, бизнесов». Разные цвета буквы i подчёркивают разные направления, в которых может двигаться Никель." Изображение: дизайн компании «Асмысл» Количество i в логотипе может быть любым. Это даёт возможность заполнить им любое пространство и объём. Логотип можно закруглить, так он подойдёт для печатей, иконок соцсетей и сувениров. Изображение: дизайн компании «Асмысл» В новой айдентике преобладают холодные оттенки, вызывающие ассоциации с Севером. Основные два цвета — чистый белый и «синий никель». В качестве дополнительных дизайнеры предлагают использовать спокойные оттенки розового, синего, зелёного, фиолетового. Изображения: дизайн компании «Асмысл» Основной шрифт айдентики посёлка ― Nekst, его называют суровым гротеском. Для Никеля написали специальную программу, которая выкладывает любую надпись в перспективу, так слова образуют «путь», это перекликается с основной идеей бренда. Программу можно использовать, чтобы быстро нарисовать, например, афишу, а также для создания сувениров. Изображения: дизайн компании «Асмысл» Особенность бренда Никеля ― свой маскот. Изображения: дизайн компании «Асмысл» НАТАЛЬЯ РЫБАЛЬЧЕНКО, сооснователь и бренд-стратег компании «Асмысл»: "Если подниметесь на сопки, которые окружают Никель, под ногами увидите керн, ― пробы горной породы. Керн ― это тоже часть идентичности посёлка: геологической и исторической. Мы подумали, что здорово сделать из этого коммуникацию. Так нашли идею для персонажей ― это Керны. Они могут шутить и общаться друг с другом на разных языках.С консульством Норвегии мы планируем создать музей стереотипов о России и Скандинавии, которые мешают путешествовать. Сначала сделаем онлайн-музей, а потом и офлайн-версию в Никеле. Бороться со стереотипами сложно с серьёзным лицом. Ты не можешь просто серьёзно сказать: «У нас тут медведи по улицам не бегают». Персонажи смогут ненавязчиво рассказывать истории и развенчивать мифы о России.Персонажи уже полюбились местным жителям. Предпринимателей они вдохновили, например, на конфеты в виде керна." Персонаж станет частью карты и навигации Никеля, которую сейчас разрабатывают дизайнеры. Сольвычегодск. В чём твоя соль? Логотип и слоган Сольвычегодска. Изображения: дизайн компании «Асмысл» Ещё одна разработка от «Асмысла» — фирменный стиль Сольвычегодска, небольшого города-курорта в Архангельской области. Чтобы до него добраться, нужно сначала ехать на поезде или машине до Котласа, а потом ещё плыть на пароме. Удалённое расположение стало преимуществом для города, куда в советское время не завозили дешёвые стройматериалы. Это помогло Сольвычегодску сохранить свой уникальный облик. Историческая уникальность города — промышленники Строгановы, которые оставили в наследство Сольвычегодску новаторскую для того времени архитектуру, технологии по созданию металла из болотной руды, выращиванию жемчуга, выварке соли, а также финифть, эмаль и шитьё. Основа состояния Строгановых и экономики города — соль, которую здесь добывали с XVII века. Соль стала концептуальной основой для бренда. НАТАЛЬЯ РЫБАЛЬЧЕНКО, сооснователь и бренд-стратег компании «Асмысл»: "Суть бренда в том, что мы хотим показать «соли» этого городка: «соль» историческую, архитектурную, литературную, гастрономическую, лечебную. Всё в Сольвычегодске — чистое и кристальное: если это, например, архитектура, то она необычная, строгановская, очень хорошо сохранившаяся.В Сольвычегодске нет лишних деталей, которые возникли в советское время в других местах. Мы подумали, что за счёт своего минимализма этот город — исторический бутик: не яркий, массовый, а чёрно-белый. Он для тех, кто может его понять.Когда мы опрашивали жителей города и Архангельской области, выяснили, что для большинства Сольвычегодск ― место для одиночного путешествия, соло-туризма. Он неспешный, эстетичный, туда едут люди, чтобы поразмышлять о жизни в одиночестве. Так появился слоган ― вопрос, который город задаёт тебе, а ты ему: «В чём твоя соль?»" Сувениры с айдентикой Сольвычегодска. Изображения: дизайн компании «Асмысл» Дизайн сделали «максимально минималистичным» и «дорогим». Основные цвета бренда — чёрный и белый, в качестве акцентов дизайнеры предлагают использовать также серый, розовый, синий и бирюзовый. Основные шрифтыбренда ― Zangezi и Zangezi Sans дизайнера Дарьи Петровой. Логотип города — рисованные кристаллы соли, похожие на бриллианты. Каждый олицетворяет смыслы Сольвычегодска: Строгановых, санаторий, музей, гастрономию. Сейчас дизайнеры «Асмысла» работают над оформлением городской навигации, в том числе создают карту. Она тоже чёрно-белая, напоминает рентгеновский снимок. Чем ценнее здание с исторической точки зрения, тем ярче оно на карте. Карты и элементы навигации города. Изображения: дизайн компании «Асмысл» Сольвычегодск входит в шесть муниципалитетов Архангельской области, для которых в 2018 году «Асмысл» разработал отдельный бренд ― «Северное трёхречье». Его логотип ― дерево, три ветви которого символизируют три реки. Бренд Сольвычегодска в контексте «Северного Трёхречья». Изображение: дизайн компании «Асмысл» Южно-Сахалинск. Вид сверху У логотипа две версии: строгая ― для оформления официальных мероприятий ― и более динамичная, с улицами навылет, ― для неформальных. Изображения: дизайн Студии Артемия Лебедева В июне Студия Артемия Лебедева представила логотип Южно-Сахалинска, в нём дизайнеры соединили очертания гор и сеть городских улиц у их подножия. Притом улицы нарисовали так, как их видно сверху ― с горы Большевик. Этим дизайнеры сделали отсылку к азиатской эстетике. В то же время горы изображены фронтально, чтобы подчеркнуть европейский взгляд на мир, который тоже есть у жителей города. СТУДИЯ АРТЕМИЯ ЛЕБЕДЕВА: "Южно-Сахалинск — дальневосточный российский город с богатой историей и совершенно особым обликом: здесь удивительным образом смешались две разные культуры — азиатская и европейская. Город окружён нетронутой природой и потрясающими горными ландшафтами, привлекающими путешественников со всей России и из близлежащих стран. В студии разработали айдентику, отражающую особенности обеих культур и подчёркивающую яркую индивидуальность города." Изображение: дизайн Студии Артемия Лебедева Логотип сделали разноцветным. Так он напоминает о цветных домах, крышах и сохранившихся советских мозаиках. Дизайнеры предлагают менять цвета логотипа в зависимости от задачи: городские организации могут покрасить его в свои фирменные оттенки. Изображение: дизайн Студии Артемия Лебедева Новый логотип Южно-Сахалинска, на котором строится вся его айдентика, жители выбирали из четырёх вариантов. Варианты логотипа города, которые предложила студия. Изображения: официальный сайт администрации Южно-Сахалинска Студия Лебедева также разработала дизайн-код города, в том числе дала рекомендации, как сделать привлекательнее советскую панельную застройку.

ГК ТриНити
Популярные новости