Маркетинг и реклама
Новостной Дайджест
16+
Маркетинг и реклама: новостной Дайджест
ясно, -2
ветер З 6 м/сек
USD65.99 
EUR74.90 

Угадай желание

Дороговизна — не главное достоинство VIP-сувенира. Подарок должен прийтись к душе

Чем порадовать топ-менеджера или партнера на юбилей компании? Чем порадовать высокопоставленного чиновника, от которого зависит важное решение, если денег он не берет? Что подарить человеку, у которого и так все есть? Ответы на все эти неразрешимые вопросы находятся в каталогах VIP-подарков, разрабатываемых и предлагаемых сувенирными компаниями.

И кудри девушек, и гривы лошадей

Считается, что сувенирной индустрии в России слишком мало лет, чтобы говорить о сформированности рынка. Однако возраст ее немногим меньше возраста российского варианта рыночной экономики в целом, а темпы развития не отстают от прочих рынков. Поэтому сегодня в этой отрасли есть что показать — и есть что подарить. «Состояние сувенирной индустрии, а тем более ее vip-сектора, прежде всего — показатель культуры бизнеса и следствие ее уровня, — считает Виктор Левченко, исполнительный директор Русской ассоциации производителей и поставщиков сувениров (РАППС). — За последние годы культура бизнес-подарка существенно изменилась, и изменения эти бесспорно позитивны. Мы стали понимать, что подарок должен быть не просто дорогим, но и престижным, изысканным, оригинальным... и, конечно же, — радовать конкретного человека».

Несмотря на известный прогресс, в России даже профессионалы не сходятся во мнениях относительно того, что же это все-таки такое — VIP-сувенир. Кто-то считает, что слово «сувенир» не очень подходит для дорогих, элитных, а иногда и эксклюзивных вещей. Кто-то доказывает: раз уж это подарок, где в качестве дарителя выступает компания, то уж, конечно, это бизнес-сувенир, только очень высокого класса.

Можно ли в таком случае квалифицировать как бизнес-сувенир, например, популярный еще недавно подарок — так называемых «девушек с нанесением», которых можно отправить на праздничную вечеринку узкого круга, предварительно нанеся им на самые привлекательные части тела логотип дарителя? Или поставить на круп арабского жеребца тавро в виде того же логотипа и подарить коня председателю совета директоров банка-партнера?

«Конечно, по всем признакам это — бизнес-сувениры, — смеется Владимир Слуцкий, председатель совета директоров группы компаний «Круг», форварда VIP-сувенирной России, и один из учредителей РАППС. — Но такие подарки, согласитесь, несколько выходят за рамки принятого во всем мире делового этикета. Поэтому мы развиваем культуру бизнес-подарка, где философия, эстетика, форма и содержание находятся в гармонии с идеологией компании — как дарителя, так и адресата — в целом. Ну и, безусловно, VIP-подарок должен быть персональным, вторгаться в жизнь одариваемого человека — ведь это, прежде всего, внимание».

Дорог не подарок?

Тот, кто никогда не интересовался каталогами VIP-сувениров, будет весьма удивлен, заглянув туда, — оказывается, большинство симпатичных, добротных, оригинальных вещиц от известных дизайнеров обойдется дарителю от 50 до 1000 долларов. А разработка эксклюзивного дизайна фирменного сувенира и того дешевле. Например, завод «Победа» берется разработать дизайн любой вещицы из металла, и обойдется все это, включая образец, в 20 тыс. рублей. Понятно, что стоить сувенир будет в зависимости от стоимости выбранных для его изготовления металлов, но ведь это эксклюзив!

Тем не менее процентов девяносто российского рынка бизнес-подарков высшей категории заполняется изделиями западных брэндов. «Сегодня громкое имя изготовителя — непременная составляющая VIP-сувенира, — заключает Виктор Левченко (РАППС), — но, конечно, наряду с оригинальностью, ценой и особенно качеством материала и изготовления. Например, качество изделий из кожи турецкого производства существенно выше отечественного».

«В нашем каталоге VIP-сувениров из отечественных изделий — только редкие дорогие книги, — продолжает мысль коллеги Владимир Слуцкий («Круг»). — Все прочее — либо очень дорого, либо очень плохо. Дорого, потому что делается вручную, дорогими мастерами, из дорогих металлов. Взять тех же оружейников из Златоуста — каждый клинок они делают минимум месяц, все инкрустировано драгоценными камнями и стоит 8, 10, 15 тыс. долларов! И это в то время как на Западе, например, дорогие подарки в бизнес-среде вообще не приняты, потому что во многих странах на такие приобретения предусмотрен специальный налог, процентов 20—30 от их стоимости. Представьте себе ситуацию, в которой кто-то делает вам подарок, а вы вынуждены заплатить за него несколько тысяч долларов! У нас если и есть такие законы, то они, как и большинство прочих, весьма условны».

Однако в России цена — тоже не главный критерий дорогого подарка, хотя и по другой причине. Высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены дорогие, но стандартные подарки (вроде VIP-категории изделий Parker или Waterman), как и их дарителей, даже не запоминают. По словам работников хозчасти одного из российских министерств, хозяева основных кабинетов время от времени «сдают» государству на презентационные нужды массу такого рода недешевых подарков. Поэтому главное в бизнес-подарке сегодня — «угадать» человека, угодить ему.

Маска-маска, я тебя знаю

Чтобы не ошибиться с подарком и попасть в яблочко, нужно знать об адресате как можно больше. Чем он увлечен? Где любит проводить отпуск? Какую музыку слушает? И даже — как он воспринимает информацию?

Например, одна московская компания как-то узнала, что некий крупный чиновник, от которого зависело принятие стратегически важного для компании решения, недавно выпустил книгу. Идея эксклюзивного сувенира родилась сама собой: он представлял собой эту самую книгу, изготовленную из мраморной бумаги, с уголками из кожи, прошитую лентами вручную по уникальной технологии «французского переплета» XV—XVI вв. В результате этой работы чиновник получил уникальный фолиант, история книгоиздания — библиографическую редкость, а компания — быстрое решение необходимых вопросов. Эта история, как и прочие 99, приведенные в выпущенной недавно компанией «Прагматика» книге «100 сувенирных историй», подтверждает: в сувенире все должно быть прекрасно.

Конечно, такая работа — редкость. Обычно российские компании решают проблему VIP-подарков куда проще. «Для массовых праздников вроде Нового года мы выбираем что-нибудь интересное, соответствующее профилю нашей компании, — рассказывает Яна Ромашкина, руководитель департамента маркетинга и рекламы инвестиционного холдинга «Финам». — Например, как-то дарили шахматы, где вместо черных и белых фигур были символы биржевой игры — быки и медведи. А индивидуальные подарки и подбираем индивидуально: как правило, к нам приходит сотрудник, который и будет дарить подарок. Он рассказывает нам об интересах и предпочтениях адресата, и мы подбираем достойный подарок и персонифицируем его — либо делаем соответствующую случаю упаковку с логотипом компании, либо прикладываем к подарку поздравительную карточку. Эксклюзивными разработками мы не занимаемся. Сегодня предложение на рынке вполне достаточное, чтобы подобрать достойный подарок для любого адресата и по любому поводу».

Обычно бизнес-сувенир является образцом культуры унисекс, но есть и специальные подарки: шкатулки из драгоценных пород дерева для косметики и серебряные розы — для бизнес-леди, последние достижения штопорного искусства и оригинальный четырехугольный зонт от Loris Azzaro — для мужчин. «Я считаю, что слухи о миролюбивости женщин так же преувеличены, как и мнение о материализме мужчин, — считает Владимир Слуцкий («Круг»). — Конечно, мы корректируем свои подарки, если в этом есть необходимость, но незначительно: например, наша разработка «Джеймс Бонд» (мы ласково называем этот подарок «Набором юного киллера») представляет собой чемоданчик, внутри которого — термос, пистолет Макарова (сделанный, как и положено, в Ижевске, только пневматический), лопатка, нож, мультиинструмент и бинокль. Так вот, дамский вариант, тоже весьма популярный, отличается только тем, что вместо пистолета содержит термокружку».

В любом случае хороший сувенир должен удивить, очаровать или даже помочь адресату решить какую-то проблему. Именно тогда он и произведет необходимый эффект.

Владельцу загородного дома с каминным залом подарите набор каминных принадлежностей из литой испанской латуни: щетка, совок и кочерга на основательной подставке.

Стратегу, часто принимающему судьбоносные решения, можно преподнести модный нынче «Настольный прибор Нострадамуса»: замысловатая подставка, на которой располагаются ручка, термометр и шарик с магическим кругом. Согласно легенде, знаменитый Нострадамус посредством такого прибора вполне сносно строил прогнозы в любых сферах. Говорят, что научиться пользоваться прибором — дело нехитрое. Любителя белоснежных яхт можно порадовать набором настольных офисных вещиц в морской стилистике, а меломана — коллекционным изданием классических произведений самых известных композиторов мира в лучшем исполнении.

Ярким примером такого «угадывания» человека может служить история о том, как одному из министров подарили дорогой и красивый сувенир — портативное казино. В кожаном футляре помещаются настоящая мини-рулетка из драгоценного дерева и масса всевозможных игр: кости, карты, шахматы, шашки... Жилось министру и до того не худо, только личной жизни, считай, что не было — каждый уик-энд в его загородный дом съезжались дорогие гости: коллеги, друзья, важные и нужные люди. Каждого надо было угостить и развлечь, а это при нынешних министерских зарплатах и уровнях притязаний высоких гостей весьма накладно. Подаренная рулетка не только решила проблему досуга дорогих гостей, но и стала частенько обеспечивать финансовую выгоду хозяина: ведь, как известно, казино никогда не проигрывает.

Цены и деньги

Предложение на рынке vip-подарков сегодня и вправду достаточно широкое, чтобы порадовать любого человека. «По сути, мы занимаемся охотой за оригинальными и модными сувенирами, — рассказывает Владимир Слуцкий («Круг»). — Уже давно мы работаем только напрямую с производителями и не поддерживаем отношений с торговлей: у нас штучный товар, а у торговцев — бешеные, ничем не оправданные наценки. Мы проповедуем свой подход: дорогая вещь не должна стоить дорого, а выглядеть должна куда дороже, чем есть. Бизнес-подарок — это искусство, и мы развиваем и поддерживаем самые свежие тенденции».

К таким тенденциям можно отнести, например, «серийные» подарки, позволяющие решить проблему, проистекающую из правила «каждый последующий подарок должен быть не дешевле предыдущего». Например, подарите адресату настольный набор: подставки для ручек, визиток, органайзера, бумажного блока, лоток для бумаги, нож «Голова льва» от Luigi Pesaresi. Подарок обойдется в 475 у.е. А затем начнется самое интересное. Известный дизайнер выпустил и другие предметы серии, не вошедшие в набор, но соответствующие стилистике в целом: кошелек для мелочи, ручка, органайзер... Специалисты называют это «подсадить клиента на иглу»: каждый новый праздник человек ждет с нетерпением, как и визита дарителя с новым экспонатом из великолепной офисной коллекции из кожи и серебра.

Сувениры — это всегда радость подарка. Но иногда бизнес-сувениры играют и вовсе удивительные роли. «Как-то мы привезли интересные итальянские вещицы — серебряные штучки, представляющие собой кисть руки в позиции, известной у нас как «коза». В Италии это символ удачи, как у нас поднятый вверх большой палец, — рассказывает Владимир Слуцкий. — Один из крупнейших российских банков закупил у нас 30 таких «козочек» — забавная вещица, с юмором. Спустя некоторое время приезжают и покупают еще 300! Мы спрашиваем — зачем же вам столько? А они говорят — директору очень понравился эффект: он оформляет крупный кредит и дарит эту штучку... и все кредиты возвращаются в срок!»

К такому эффективному оружию следует и относиться со всей серьезностью. Не так давно на одном из крупных отечественных предприятий случилась беда — со склада была списана вся сувенирная продукция высшего класса, поскольку сменился персонал рекламного отдела, а предшественники не вели учета подарков — кому и когда дарились те или иные сувениры. И чтобы не ошибиться и не подарить высокому адресату одно и то же дважды, компания приняла решение обновить свои возможности полностью. Накладно, не так ли?

Лично в руки!

Важно не только подобрать подарок под человека и ситуацию, но и учесть многочисленные правила и ритуалы делового этикета: одно неверное движение — и все насмарку.

Правило первое: подарок всегда должен соответствовать ситуации, статусу адресата и его отношений с дарителем (компанией и ее представителем, вручающим подарок). В современных бизнес-отношениях все должно быть наглядно, а двойное толкование недопустимо. Если отношения чисто деловые, то и подарок должен быть соответствующим — бизнес-аксессуар, офисная принадлежность, украшение личного кабинета. Иногда компания изготавливает серию фирменных сувениров, выполненных из материалов различного качества: в профессиональной среде существует даже жаргонное деление дорогих подарков на подкатегории полу-VIP, VIP и супер-VIP. Правило второе: VIP-подарки всегда носят персональный характер, и персонификация эта должна быть неявной, особенно со стороны дарителя. Было бы нелепо нанести на самом видном месте галстука от Lacroix логотип своей компании, подарить галстук партнеру и надеяться, что он будет его носить. Как правило, обозначение дарителя располагается на упаковке, на специальной карточке, прикладываемой к подарку, или на самом предмете, но так, чтобы не бросаться в глаза: адресат VIP-подарка — не рекламоноситель. Адресность же достигается прежде всего за счет личного вручения подарка и приложения поздравительных открыток.

Правило третье: за подарок следует поблагодарить. В разных странах деловой протокол предусматривает разные ритуалы на сей счет: какие подарки уместны в каких ситуациях, как следует принимать и дарить сувениры... Об этом написаны целые книги. Общее же правило: просто, так или иначе, скажите спасибо.

Ну и, конечно же, следует помнить: служенье муз, коим является и выбор VIP-подарка, не терпит суеты. Поэтому позаботьтесь об этом заранее — сам процесс поисков и подбора сувенира может доставить удовольствие, ведь в мире так много интересных и красивых вещей!

Автор: Наталья Федосова
Источник: "Банковское обозрение", №2, февраль 2005 г.

ГК ТриНити
Популярные новости